Администрация Липовского сельского поселения

Официальный сайт


ИНФОРМАЦИЯ О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами 25.01.2019

ИНФОРМАЦИЯ

 

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

 

 

Пленум Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами») обобщил практику применения законодательства РФ о судебном контроле за соответствием положений нормативных актов актам, имеющим большую юридическую силу

В Постановлении приводятся разъяснения относительно:

процессуальных норм, подлежащих применению при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов и иных актов;

круга актов, которые могут быть оспорены;

круга лиц, имеющих право обратиться с заявлением об оспаривании акта;

особенностей обращения с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и иных нормативных актов для отдельных категорий лиц (Президента РФ, прокуроров, представителей общественных объединений и др.);

существенных признаков нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами;

процессуальных особенностей рассмотрения дел о признании нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами, недействительными;

правил установления наличия или отсутствия полномочий у органа, принявшего соответствующий акт, на его издание;

норм, подлежащих применению при рассмотрении вопроса о соблюдении порядка принятия, регистрации и опубликования акта;

оснований рассмотрения заявлений об оспаривании актов в упрощенном порядке;

распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных и иных актов.

 

Признаки нормативного правового акта (далее – НПА) и что будет, если оспариваемый акт суд сочтет ненормативным?

 

Верховный Суд Российской Федерации выделяет несколько признаков НПА:

- их в установленном порядке издают госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, уполномоченные организации или должностные лица;

- эти акты содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В отдельных случаях о нормативности акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом акте нет положений нормативного характера, суд не имеет права отказать в рассмотрении дела - акт нельзя рассматривать в отрыве от приложений к нему.

Если суд, принимая заявление, придет к выводу, что оспариваемый акт не является нормативным, то поступит следующим образом:

- оставит заявление без движения и разъяснит, как его надо оформить (если дело подсудно данному суду);

- вернет заявление и укажет, куда обратиться (если дело неподсудно данному суду).

Если после принятия заявления к производству выяснится, что акт ненормативный, суд может перейти к рассмотрению дела или передать его по подсудности (при неподсудности спора этому суду).

 

Что такое акт с нормативными свойствами?

К актам с нормативными свойствами Верховный Суд Российской Федерации, по сути, относит разъяснения законодательства, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом невозможно определить, кто конкретно эти лица, и привлечь их к участию в деле. Подобные акты издают госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, уполномоченные организации или должностные лица.

 

Какой результат оспаривания?

 

При положительном исходе НПА (его часть) признают недействующим и исключат из системы правового регулирования:

- со дня принятия оспоренного акта (его части) или иного указанного судом времени (за исключением НПА, которые могут быть проверены в Конституционном Суде РФ);

- с того времени, когда акт или его часть вошли в противоречие с НПА, имеющим большую юридическую силу.

Выводы суда о несоответствии оспоренного акта другому НПА могут иметь преюдициальное значение. Это касается, в том числе, периода до признания оспоренного акта недействующим (ч. 2 ст. 64 КАС РФ, ч. 2, 3 ст. 69 АПК РФ).

Акты с нормативными свойствами признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. На это указывается в резолютивной части решения.

 

Что такое оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами?

Оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами - это самостоятельный способ защиты прав граждан и организаций. Оно осуществляется по правилам гл. 21 КАС РФ и гл. 23 АПК РФ.

Например, НПА можно оспорить, если он противоречит федеральному закону или иному НПА с большей юридической силой и поэтому не подлежит применению для регулирования тех или иных отношений.

Акт с нормативными свойствами можно оспорить, если он по содержанию не соответствует действительному смыслу тех положений, которые разъясняет.

 

Нужно ли высшее юридическое образование, чтобы оспорить НПА или акт с нормативными свойствами?

Заявителю без высшего юридического образования придется вести дела в суде через квалифицированного представителя. Однако подписать заявление об оспаривании может заявитель. При этом в иске он должен указать, кто его представляет, и приложить копию диплома этого специалиста.

 

 

Прокуратура Бобровского района

17.01.2019

 

 

Дата создания: 25.01.2019 09:00

Дата последнего изменения: 25.01.2019 09:00