- Информация
- Социальная сфера
- Администрация
- Официальные документы
- Прием обращений
- Градостроительная деятельность
- Градостроительное зонирование
-
Деятельность
- Градостроительство
- Реестр мест накопления ТКО
- Новости в сфере градостроительства
- Документы территориального планирования
- График обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
- Документация по планировке территории
- Приобрести земельный участок
- Исчерпывающие перечни процедур в сфере жилищного строительства
- Сведения, подлежащие предоставлению с использованием координат
- Экспертиза инженерных изысканий и проектной документации
- Получить услугу в сфере строительства
- Статистическая информация и иные сведения о градостроительной деятельности
- Порядок установки рекламных конструкций
- Калькулятор процедур. Инфографика. Видеоролики. Буклеты
- Полезные ссылки
- Административные регламенты
- Реестр муниципального имущества
- Избирательная комиссия Липовского СП
- Муниципальный контроль
- Политика в отношении обработки персональных данных
Меню
- Информация
- Социальная сфера
- Администрация
- Официальные документы
- Прием обращений
- Градостроительная деятельность
- Градостроительное зонирование
-
Деятельность
- Градостроительство
- Реестр мест накопления ТКО
- Новости в сфере градостроительства
- Документы территориального планирования
- График обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
- Документация по планировке территории
- Приобрести земельный участок
- Исчерпывающие перечни процедур в сфере жилищного строительства
- Сведения, подлежащие предоставлению с использованием координат
- Экспертиза инженерных изысканий и проектной документации
- Получить услугу в сфере строительства
- Статистическая информация и иные сведения о градостроительной деятельности
- Порядок установки рекламных конструкций
- Калькулятор процедур. Инфографика. Видеоролики. Буклеты
- Полезные ссылки
- Административные регламенты
- Реестр муниципального имущества
- Избирательная комиссия Липовского СП
- Муниципальный контроль
- Политика в отношении обработки персональных данных
ИНФОРМАЦИЯ О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
ИНФОРМАЦИЯ
О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами |
|
Пленум Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами») обобщил практику применения законодательства РФ о судебном контроле за соответствием положений нормативных актов актам, имеющим большую юридическую силу
В Постановлении приводятся разъяснения относительно:
процессуальных норм, подлежащих применению при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов и иных актов;
круга актов, которые могут быть оспорены;
круга лиц, имеющих право обратиться с заявлением об оспаривании акта;
особенностей обращения с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и иных нормативных актов для отдельных категорий лиц (Президента РФ, прокуроров, представителей общественных объединений и др.);
существенных признаков нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами;
процессуальных особенностей рассмотрения дел о признании нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами, недействительными;
правил установления наличия или отсутствия полномочий у органа, принявшего соответствующий акт, на его издание;
норм, подлежащих применению при рассмотрении вопроса о соблюдении порядка принятия, регистрации и опубликования акта;
оснований рассмотрения заявлений об оспаривании актов в упрощенном порядке;
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных и иных актов.
Признаки нормативного правового акта (далее – НПА) и что будет, если оспариваемый акт суд сочтет ненормативным?
Верховный Суд Российской Федерации выделяет несколько признаков НПА:
- их в установленном порядке издают госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, уполномоченные организации или должностные лица;
- эти акты содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В отдельных случаях о нормативности акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом акте нет положений нормативного характера, суд не имеет права отказать в рассмотрении дела - акт нельзя рассматривать в отрыве от приложений к нему.
Если суд, принимая заявление, придет к выводу, что оспариваемый акт не является нормативным, то поступит следующим образом:
- оставит заявление без движения и разъяснит, как его надо оформить (если дело подсудно данному суду);
- вернет заявление и укажет, куда обратиться (если дело неподсудно данному суду).
Если после принятия заявления к производству выяснится, что акт ненормативный, суд может перейти к рассмотрению дела или передать его по подсудности (при неподсудности спора этому суду).
Что такое акт с нормативными свойствами?
К актам с нормативными свойствами Верховный Суд Российской Федерации, по сути, относит разъяснения законодательства, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом невозможно определить, кто конкретно эти лица, и привлечь их к участию в деле. Подобные акты издают госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, уполномоченные организации или должностные лица.
Какой результат оспаривания?
При положительном исходе НПА (его часть) признают недействующим и исключат из системы правового регулирования:
- со дня принятия оспоренного акта (его части) или иного указанного судом времени (за исключением НПА, которые могут быть проверены в Конституционном Суде РФ);
- с того времени, когда акт или его часть вошли в противоречие с НПА, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда о несоответствии оспоренного акта другому НПА могут иметь преюдициальное значение. Это касается, в том числе, периода до признания оспоренного акта недействующим (ч. 2 ст. 64 КАС РФ, ч. 2, 3 ст. 69 АПК РФ).
Акты с нормативными свойствами признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. На это указывается в резолютивной части решения.
Что такое оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами?
Оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами - это самостоятельный способ защиты прав граждан и организаций. Оно осуществляется по правилам гл. 21 КАС РФ и гл. 23 АПК РФ.
Например, НПА можно оспорить, если он противоречит федеральному закону или иному НПА с большей юридической силой и поэтому не подлежит применению для регулирования тех или иных отношений.
Акт с нормативными свойствами можно оспорить, если он по содержанию не соответствует действительному смыслу тех положений, которые разъясняет.
Нужно ли высшее юридическое образование, чтобы оспорить НПА или акт с нормативными свойствами?
Заявителю без высшего юридического образования придется вести дела в суде через квалифицированного представителя. Однако подписать заявление об оспаривании может заявитель. При этом в иске он должен указать, кто его представляет, и приложить копию диплома этого специалиста.
Прокуратура Бобровского района
17.01.2019
Дата создания: 25.01.2019 09:00
Дата последнего изменения: 25.01.2019 09:00